Бодхисаттва Авалокитешвара – один из самых почитаемых в буддизме. Он олицетворяет присущую всем буддам и заложенную во всяком живом существе энергию сострадания.
Бодхисаттва Авалокитешвара известен также как Внимающий Звукам Мира или Постигающий Звуки Мира.
Согласно недавним исследованиям, на санскрите исходная форма имени была представлена как Авалокитесвара. Префискс «ава» обозначает направление «вниз», «локита» — причастная форма — «наблюдающий», «созерцающий», и «свара» — звук, шум.
Именно под этим именем он предстаёт в «Сутре Лотоса Благого Закона»: «Если неисчислимые сотни, тысячи, десятки тысяч, коти1 живых существ подвергаются страданиям и мучениям и, услышав о Бодхисаттве Постигающий Звуки Мира, все как один назовут [его] имя, то Бодхисаттва Постигающий Звуки Мира тотчас же внемлет их мольбам, и все [они] обретут освобождение».
Более поэтический перевод имени звучит как «Тот, кто воспринимает плач мира». Звуки мира – это голоса просящих о помощи.
Авалокитешвара откликается на любую боль, проявляющуюся в нашем многострадальном мире. А если говорить точнее, то помогает справиться с любой негативной энергией, не делая различий между существами, в зависимости от степени их омраченности.
Его сострадание свободно от предубеждений и пристрастий. В буддизме это называется равностностью.
Согласно буддийским представлениям, сансара формируется из шести миров, для каждого из которых характерны свои омрачения. В мире ада страдают, прежде всего, от ненависти, злости, агрессии. Мир животных характеризуется тупостью, неведением, низменными страстями. Тот, кто окажется в нём, будет зажат между страхом и желанием удовлетворить свои основные инстинкты: секс, еда, сон.
В мир претов (голодных духов) ведут жадность и алчность. Людям, существам нашего уровня, свойственны иллюзии и привязанность. Асуры, существа демонического типа, страдают от зависти и противоборства. Гордость и тщеславие – карма существ небесных миров.
Несмотря на то что сейчас мы родились в мире людей, в каждом из нас в той или иной степени представлены энергии всех шести уровней, и именно они и будут определять дальнейшее перевоплощение в тот или иной мир.
Авалокитешвара готов помочь справиться с любыми энергиями, сколь бы негативными они ни были.
Именно поэтому к нему обращаются с помощью шестислоговой мантры «Ом мани падме хум». Энергия Авалокитешвары помогает очистить в сознании уровни, соответствующие всем шести мирам, избавляет от соответствующей кармы и необходимости перерождаться в этих мирах.
Слог Ом помогает очистить уровень мира Дэвов, богов. Слог Ма, освобождает от необходимости рождения в мире демонов (асуров) или, иначе говоря, гневных божеств. Ни избавляет от кармы мире людей, Па – мира животных. Ме – трансформирует жадность и алчность мира претов. А Хум меняет энергию адских миров, очищая сердце от злобы и ненависти.
Те, кто постоянно начитывают эту мантру, надеются избавиться от дурных перерождений или хотя бы сократить время своего пребывания в дурных сферах. И в силу своего обета, Авалокитешвара, бодхисаттва сострадания, поможет каждому, кто обратится к нему.
Однако не стоит рассматривать эту помощь как исполнение желаний, порождённых сансарой. Сочувственная энергия бодхисаттвы помогает не удовлетворять страсти, а менять собственный взгляд на мир, учиться видеть его иначе и через другие призмы, а лучше и вовсе без них.
Бодхисаттва сострадания изображается во множестве форм. Но олицетворяющей мантру «Ом мани падме хум» считается четырехрукая. На ней Бодхистаттва сострадания сидит на лотосовом троне, одетый в прекрасные одежды и украшения. В двух руках он держит волшебную драгоценность, исполняющую желания, чинтамани. В двух оставшихся — хрустальные чётки и лотос, символизирующий сострадание.
Ещё более популярно изображение тысячерукого Авалокитешвары с одиннадцатью лицами. Оно также носит название Махакаруника (маха – великий, каруна – сострадание) – Великий Сострадающий. Существует легенда, что когда Авалокитешвара, давший обет избавить все живые существа от страданий, увидел непосильность этой задачи, то его голова раскололась на тысячу кусков. Амитабха пришёл на помощь бодхистаттве, собрав из осколков 10 голов и сверху добавив свою собственную, одиннадцатую. Десятой при этом стала голова Махакалы, гневной эманации просветлённого бодхисаттвы Авалокитешвары. Такая трансформация увеличила мощь великого сострадательного, вынужденного взаимодействовать не только с теми, кто хочет развиваться добровольно, но и с теми, кто упрямствует в невежестве. Для них у него появилась гневная и устрашающая форма.
Присоединяйтесь к Йога-туру Большая экспедиция в Тибет