В этой статье приводится информация об Изначальном Будде (Ади-будда), который олицетворяет единство всех форм мироздания. В некоторых школах буддизма в качестве Ади-будды почитаются Будды Самантабхадра, Ваджрадхара, Вайрочана, Ваджрасаттва. Информация о Вайрочане и Ваджрасаттве собрана в статье «Пять дхьяни-будд и будда Ваджрасаттва».
Также в этой статье мы расскажем о Буддах, имена которых наиболее часто встречаются в буддийских текстах и сутрах: Будда долгой жизни Амитаюс и Будда Медицины Манла. Эти Будды через искусные методы помогают бесчисленному количеству живых существ. Данная информация собрана в помощь практикам йоги и всем людям, кто изучает различные системы самосовершенствования.
Под термином Ади-Будда или «Изначальный Будда», понимается измерение пустотной природы ума, не имеющее ни начала, ни конца во времени, за пределами форм и расстояний, вне концепций Ади-Будда — это внешний символ природы будды, символ природы нашего ума. В школе Ньингма (тиб. rnying ma, «Старая школа») Ади-Будду именуют Самантабхадра В тибетских школах, появившихся после Ньингмапа (тиб. gsar ma — Сарма, «Новые школы»), Ади-Будда именуется Ваджрадхара.
Будда Самантабхадра - санскр. Samantabhadra; тиб. Kun tu Dzang po / Кунту Зангпо, букв. «Всё — благо», «Всеблагой», «Благородный во всём».
Символизирует единство всеобъемлющей сферы и изначальной мудрости абсолютной истины Будду Самантабхадра изображают в виде человека. Супруга Будды Самантабхадры — Самантабхадри (тиб. Kun tu Dzang mo / Кунту Зангмо), символизирует пустотность. Пустотность — это не значит небытиё. Эта пустотность за пределами концепций, вне формы и цвета. О ней говорят, что она изначально чиста и свободна от умопостроений.
Как Будда, имеющий свою «чистую землю» (Акаништха), Самантабхадра упоминается в некоторых сутрах махаяны («Махаваста-сутра», «Ланкаватара-сутра»), но центральное место образ Будды Самантабхадры занимает в традиции Ваджраяны тибетской школы Ньингма, где он выступает в роли Ади-Будды.
В тексте «Бардо Тодрол» есть следующие описание измерения Ади-Будды: «Перед тобой сияет Ясный Свет дхарматы, узнай его. Сын благородного семейства, теперь у твоего сознания нет формы, нет цвета, нет содержания, и оно проявляется как чистая пустота. Это пустота Самантабхадри. Твоё сознание пусто — это не абсолютная пустота, но пустота свободная, ясная, чистая и живая. Это состояние сознания и есть будда Самантабхадра. Они — сознание собственной пустой и лишённой сущности природы, сознание ясное и сияющее — неразделимы. Это Дхармакая Будды».
Ваджрадхара — санскр. Vajradhara; тиб Дордже Чанг / Dorje Chang (рДо рДже хЧан) букв. «Держатель ваджры»
Буквально слово «ваджра» переводится и как «алмаз», и как «молния», но в тантрическом контексте ваджра — это нерушимое состояние, состояние изначальной природы ума, истинное постижение; пустоты, это также подразумевает устойчивое, несокрушимое свершение — ведь пустота по природе не подвержена разрушению.
Дхара (Держатель) означает, что Будда полностью обладает этим свершением и постижением.
В Калачакра-тантре сказано, что будда Ваджрадхара обладает постижением как высшей пустоты, так и искусных средств, которые есть великое блаженство. Высшая пустота означает постижение того, что все формы, звуки, запахи, вкусы и объекты осязания являются единством проявленности и пустоты.
Согласно традиции Ньингма («Старой школы») Ваджрадхара является проявлением активности будды Самантабхадры, проявляясь на уровне Самбхогакаи как изначальное состояние энергии бесконечного потенциала всевозможных проявлений.
Традиция Сарма («Новые школы») представляет Ваджрадхару как тайную форму будды Шакьямуни и объединённую сущность всех Будд десяти направлений и трёх периодов времени собранных воедино.
В Ваджраяне считается, что будда Ваджрадхара, первым изложивший все тантрические учения, и такие могущественные йидамы тантр, как Гухьясамаджа, Шри Хеваджра и Чакрасамвара — есть проявление самого Ваджрадхары.
Ваджрадхару изображают как в одиночной форме, так и в союзе Яб-Юм (тиб. rdo-rje chang yab yum). Цвет тела Ваджрадхары изображают тёмно-синим. Он сидит в медитативной позе на лунном и солнечном дисках, расположенных друг над другом на распустившемся лотосе. Он убран в украшения, на голове — корона. Руки скрещены у груди, в правой руке он держит ваджру, символ пустотности, в левой руке — ваджра-колокольчик, символизирующий мудрость. Колокольчик и ваджра в перекрещенных руках Ваджрадхары символизируют союз блаженства и пустоты. Поэтому Ваджрадхару также называют «единством мудрости и искусных средств».
Будды Покровители
Бхайшаджьягуру - санскр. тиб. Сандже Мэнла, «Гуру-целитель», «Духовный учитель-лекарь», «Наставник-врачеватель», «Царь бериллового сияния», «Царь лазурного сияния», также известно его имя Будда медицины или Манла.
Перед тем, как достичь полной реализации, Бхайшаджьягуру дал 12 обетов, в которых обещал исцелять всех, кто пребывает в состоянии неведения, увечных и больных.
Живые существа страдают от двух видов болезней: физических болезней, из-за которых страдает и слабеет тело, и умственных болезней, или омрачений. Болезни тела являются следствием умственных болезней, таких как гнев, привязанность и неведение. Для живых существ нежелательны как болезни ума, так и болезни тела Поскольку с остояние ума зависит и от состояния физического тела, исцеление телесных недугов также играет важную роль. В связи с этим Будда и явил себя в форме Будды Медицины и преподал Чжуд-ши, то есть четыре медицинские тантры. В них изложены методы излечения более 400 видов физических болезней, объяснены их источники и даны симптомы этих заболеваний.
Чистая Страна Бхайшаджьягуру, называемая «Лазуритовый Свет», находится на востоке.
Бхайшаджьягуру облачён в монашеское одеяние, он сидит на львином троне. Тёмно-синий цвет его тела символизирует мудрость. В левой руке, покоящейся на бедре, он держит чашу с целебным растением, символом панацеи от всех омрачений ума и болезней, его название – миробалан (говорится также, что в патре находится лекарство из трав, устраняющих болезни слизи, ветра и желчи, а также три корневых яда: гнев, привязанность и неведение).
В этом разделе можно узнать больше информации о мантре Будды Медицины и скачать несколько вариантов исполнения.
В правой руке, развёрнутой в варада-мудре (жесте защиты), у него стебель этого растения. Как у любого Будды, у него имеется маленькая круглая выпуклость выше носовой перегородки – урна, а на вершине черепа находится большая выпуклость – ушниша. Так же как и будда Шакьямуни, будда Бхайшаджьягуру наделён тридцатью двумя основными и восьмьюдесятью второстепенными признаками будды. Его волосы короткие и вьющиеся, мочки ушей – удлинённые и проколоты.
Согласно сутрам, Будда Шакьямуни в беседе со своим учеником Анандой сказал следующее:
"Если живые существа слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния, и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений".
Будде медицины посвящена «Бхайшаджьягуру-сутра» Кроме «Бхайшаджьягуру-сутры» Будда Медицины упоминается в 23-й главе «Саддхарма-пундарика-сутры»(Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы) (I век н. э.) и в 13-й главе «Вималакирти-нирдеша-сутры» (Сутра, высказанная Вималакирти).
Будда долгой жизни Амитаюс - санскр. Amitāyus, тиб. tshe dpag med, букв. «Бесконечная жизнь, Неизмеримая жизнь».
Он является сыном сердца Будды западного направления нашей вселенной Амитабхи. Говорится, что бесчисленные кальпы тому назад, Амитабха размышлял, как он сможет принести максимальную пользу омраченным существам сансары, которые находятся под действием кармы и страдают бесчисленные жизни. Ведь жизнь в нижних мирах скоротечна и полна страданий. Как им реализовать благие накопления, если не успевают они даже подумать о Благе, и тем более не успевают осознать истину. Человеческий мир из сансарических миров очень подходит для развития. В нашем мире людей люди могут слышать, воспринимать знания. Могут осознавать их и делать выводы. Благодаря правильным выводам и происходит совершенствование. Хотя и много страданий в нашем мире людей, это страдание стимулирует, заставляет людей искать спасения от невечного и изменчивого.
Понял Амитабха, что нужно дать существам метод остановки утекающего времени жизни, остановки утекающих сил жизни. Нужно найти метод накопления и восполнения жизненных сил в мирах времени. Тогда это поможет существам иметь долгую, комфортную и здоровую жизнь, и они смогут в полной мере воспользоваться благами духовных практик. И решил Амитабха создать сильную мантру. Эта мантра пронеслась эхом совершенных вибраций через все уровни нашей галактики. И в чистом мире Сукхавати — в мире райского блаженства, из волшебного лотоса чудесно родился защитник существ Будда бесконечной жизни Амитаюс. Родившись, он стазу начал распространять свое сияние и великие силы продления жизни на всю вселенную трех тысячных умножений миров. В начале новой эры Будда Амитаюс начал передавать метод продления жизни через традицию индийских Махасиддхов. Благодаря этому множество сиддхов обрели долгую и прекрасную жизнь, отлично практиковали. Обретя великие духовные Сиддхи и Благие достижения при жизни, множество сиддхов совершили посмертный перенос сознания (пхова) в чистые миры Будд, а после смогли смогли сознательно выбрать рождение в своей традиции.
Ранние упоминания об Амитаюсе содержатся в сутре «Сукхавати-вьюха» (I век н.э.). В качестве одного из эпитетов Будда Амитабха здесь называется Амитаюсом, т.е. обладающим 'неизмеримой жизнью'. В биографии великого Нагарджуны упоминается, что в детские годы он преодолел предсказанную раннюю смерть, начитывая мантры Амитаюса.
Из «Краткой биографии Падмасамбхавы», написанной Джамгон Конгтрул Ринпоче и жизнеописании Мандаравы, духовной ученицы Гуру Ринпоче, есть история о совместной практике Падмасамбхавы и Мандаравы, в завершении которой к ним явился Амитаюс и даровал им сиддхи вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти.
Также существует еще одна интересная история.
В 11 веке жил знаменитый йог Миларепа, который обучался у великого йогина Марпы Лоцавы. Миларепа обрел в течение одной жизни значительные достижения и достиг освобождения.
Среди учеников Миларепы были выдающиеся йоги, как Речунгпа. Миларепа послал его для обучения в страну Благородных (Север Индии), в святые буддийские места. И наказал ему обучаться у Махасиддха Типопы. Около десяти лет Речунгпа получал множество знаний и посвящений. В возрасте 44 лет он собрался идти домой, в Тибет. Вдруг, за несколько недель до ухода он начал чувствовать утекание сил. Он ослабевал с каждым днем и никакие методы ему не помогали. Он пришел к учителю Махасиддхе Типопе и спросил его совета. Тот сказал, что Речунгпа должен пойти из ашрама в ближайший город и найти там чудесного йогина, знаменитого чудесами на всю округу. Вышел он на дорогу, подошел к городу, и вдруг в воздухе появился перед Речунгпой бородатый йогин. Он сказал: «Ты несчастный тибетский йог, тебе осталось жить одну неделю. Ты должен найти нашу Царицу Сиддхов и попросить у нее Посвящение Долгой Жизни». В страхе вернулся Речунгпа к Типопе, и тот подтвердил ему, что есть такой метод и направил его как найти Царицу Сиддхов. Царица Сиддхов к тому моменту жила уже больше трехсот пятидесяти лет в предгорьях Гималаев в диком месте, в окружении Дакинь и гневных защитников. Найдя царицу Речунгпа поднес ей ритуал Ганачакру и попросил о даровании Посвящения Долгой Жизни. Любезно Друппей Гьялмо передала ему два Посвящения Будды Амитаюса и Хаягривы, а также множество других практик. С благодарностью покинул Речунгпа царицу и вернулся к Типопе. Наработав и отшлифовав метод продления жизни он, счастливый, направился в Тибет. Там Речунгпа передал практику долгой жизни ученикам Миларепы, затем своим ученикам. Посвящение и практика продления жизни Будды Амитаюса далее растеклась по всем школам тибетской буддийской традиции. Сам Речунгпа смог прожить еще 40 лет и ушел в возрасте 84 года.
Будда Амитаюс изображается как человеческий Будда, сидящий на цветке Лотоса и плоском диске Луны. У него одно тело красного цвета, одно лицо и две руки. Он сидит в одеждах и украшениях Тела Вселенского Блаженства Энергий - Самбхогакая на лотосовом троне в совершенной алмазной позе лотоса. На нем особенно много одежд, украшений. Драгоценная корона пяти дхияни будд. Его две руки в самадхи мудре на бедрах держат золотую вазу с нектаром бессмертия (амритой).