В буддизме Тхеравады мантры как таковые не получили широко распространения. Однако тхеравадинцы могли начитывать гатхи, то есть осмысленные строфы на пали, понятном для них языке. Некоторые из гатх содержат славления или выражения почтения в описательной форме, что приближает их по смыслу к мантрам. В рамках этой традиции также было широко распространено чтение паритта-сутт, то есть проповедей, наделяемых мистической силой. Смысл паритты при этом не должен был ускользать от декламирующего, эти тексты использовались для защиты от темных сущностей, но и в них была важна конкретная смысловая нагрузка.
В махаянской литературе появляется такой класс текстов, как дхарани (защитные заклинания). Дхарани состоят из магических слов, называемых мантрападами. Вот один из примеров:
Дзарэ, Макадзарэ, Уцуки, Моцуки
Арэ, Арахатэ, Нэрэтэ, Нэрэтэтахатэ, Итини
Итини, Ситини, Нэрэтини, Нэритихати.
Постепенно дхарани вытесняются мантрами. Буддизм перенимает от ведической традиции некоторые принципы работы с мантрами, но сами священные формулы замещает собственными. Будды и Бодхисаттвы, аналогично божествам ведического пантеона, наделяются уникальными мантрами, отражающими вибрации этих существ и их Чистых Земель.
Но наибольшее значение практика работы с мантрами получила в рамках такого направления, как Ваджраяна. Если Хинаяна и Махаяна именовались путем сутр, то ваджраяна иначе называлась еще и мантраяной, или путем тайных мантр.
Существует множество буддийских мантр и множество вариантов их начитывания с соответствующими визуализациями. Именно в буддийской практике был предложен вариант замещения начитывания мантр созерцанием записанных слогов. При этом очень важно и расположение слогов, и толщина букв, и множество других факторов.
Наиболее часто слоги мантры визуализируются как замкнутая в круг цепочка, в центре которой расположен «семенной слог». Визуализация может также включать представление сияющего света, исходящего из мантры в пространство и очищающего от морока всех живых существ. Этот свет одновременно служит подношением всем Буддам и Бодхисаттвам.
Более сложная визуализация предполагает, например, работу с мандалой – изображением небесного дворца, расположенного в чистой земле. Тогда безграничный свет, излучаемый мантрой, очищает все пространство вокруг, превращая его в Чистую Землю, Землю Будд, и мир проявляется в виде небесного дворца, а все существа этого мира становятся божествами, также начитывающими мантру. Эти визуализации уже относятся к очень сложным и могут выполняться при значительном развитии концентрации. Такие сложные практики передаются только в рамках парампары – линии передачи от учителя к ученику.
Буддийские мантры позволяют установить контакт с духовными силами, скрытыми в глубинах души практика, они взывают к различным аспектам просветленного ума, персонифицированным в форме Будд или Бодхисаттв. Практика визуализации Будды или Бодхисаттвы, в сочетании с начитыванием мантры, с точки зрения буддизма, один из самых коротких путей к тому, чтобы разбудить скрытый внутренний потенциал.
В этом разделе есть возможность буддийские мантры слушать онлайн